10 ответов на ваши вопросы о электронных трудовых книжках
Законом от 5 февраля в Украине вводятся электронные трудовые книжки. Ранее мы уже писали об этом в новости, сейчас же появились подробности. Главное управление Пенсионного Фонда Украины дало ответ на 10 наиболее часто задаваемых вопросов об электронных трудовых книжках как со стороны работодателей, так и рядовых рабочих.
Что изменится для работодателей после подписания закона?
Для начала — закон уже подписан и вступает в силу через 3 месяца — с 1 июня 2021 года. К этому моменту всем работодателям необходимо подать в Реестр застрахованных лиц общие сведения из бумажных трудовых книжек своих сотрудников.
Как мы ранее писали — в переходной период можно будет использовать и бумажную книжку, но подавать данные в цифровой реестр — обязательно.
Зачем это вообще нужно?
Главная причина — это отлично вписывается в курс на цифровизацию общества, который начался после создания Министерства Цифровой Трансформации. Благодаря такому решению, начисление пенсий в будущем будет происходить автоматически, а сотруднику, который выходит на пенсию не нужно будет подавать десятки заполненных бланков в Пенсионный Фонд.
Также упростится получение сотрудником страховки по общеобязательному медицинскому страхованию, в случае утраты дееспособности.
Будет ли в электронной трудовой книжке информация, которой нет в бумажной?
ЭТК — это полный аналог бумажной книжки и в ближайшее время там не будет содержаться информации, отличной от бумажной. Что, однако, не исключает появление новых данных в будущем.
Оформление ЭТК — чья это обязанность?
Сведения в базу данных могут вносить как работодатели, так и сотрудники. Для этого необходимо иметь квалифицированную электронную подпись на токене (КЭП), оформить которую вы можете у нас на сайте.
Важно, что вне зависимости от того, кто вносит данные — работодатель обязан под роспись выдать бумажную книжку на руки сотруднику после внесения данных.
Когда начинают действовать ЭТК?
ЭТК начинают действовать с 10 июня 2021 года — через 3 месяца после публикации закона.
Как обстоят дела сейчас — сколько людей уже оформило ЭТК и насколько активно идет регистрация?
На середину марта 2020 года в Пенсионный Фонд только Хмельницкой области (по которой есть информация в открытых источниках) — подано 4600 пакетов данных для ЭТК. Можно предположить, что в рамках Украины эта сумма достигает 100 000 оцифрованных книжек.
В чем особенности переходного периода?
Срок переходного периода — 5 лет. В этот период все работодатели обязаны перевести сотрудников на ЭТК — вносить новые сведения только в них к концу периода и полностью закрыть все вопросы по бумажным версиям. Также по истечению пятилетнего срока работодатель может отказать сотруднику в ведении бумажной трудовой, параллельно с цифровой.
Как изменится выход на пенсию, в связи с созданием ЭТК?
ЭТК позволит автоматизировать процесс выхода сотрудников на пенсию — вся информация уже собрана, обработана и не требует подачи дополнительных заявлений. Если же условия выхода на пенсию сотрудника не устраивают, то он сможет подать данные о заработной плате до 2000 года или отсрочить свой выход на пенсию, чтобы получить дополнительные 0,5-0.75% к сумме за каждый дополнительный отработанный месяц.
Где и как можно посмотреть свои данные в ЭТК и куда их вносить?
Доступ ко всем данным можно получить через специальный сайт portal.pfu.gov.ua . Тут можно подать заявление, если данные внесены некорректно, внести данные самостоятельно или скорректировать ранее внесенные данные.
Также в бета-тесте для Android существует мобильное приложение — ПФУ, через которое можно получить доступ к сервисам, предоставляемым Пенсионным Фондом. Работает оно посредственно.
Есть ли защита данных, какая вероятность воровства базы?
Данные хранятся в Реестре застрахованных лиц и в теории охраняются так же как и все остальные правительственные сайты и базы данных. Вероятность воровства есть, как и везде, но она явно ниже, чем вероятность потерять бумажную книжку.
Подписывайтесь на наши страницы в Facebook и Instagram, чтобы не пропустить актуальные новости.