Блокировка налоговых накладных и расчетов корректировки. Старт — 22.03.2018
С 22.03.2018 года вступает в силу постановление Минфина от 21.02.2018 г.. № 117, которым утверждены новые требования по блокированию налоговых накладных и расчетов корректировки (далее — НН / РК).
Постановлением утверждены следующие документы:
- Порядок приостановления регистрации НН / РК в Едином реестре налоговых накладных;
- Порядок работы комиссий, принимающих решение о регистрации НН / РК в Едином реестре налоговых накладных или отказ в такой регистрации;
- Порядок рассмотрения жалоб на решения комиссий, принимающих решение о регистрации НН / РК в Едином реестре налоговых накладных или отказ в такой регистрации.
Обратите внимание! В течение месяца со дня вступления в силу отдельный Реестр НН / РК, регистрация которых приостановлена, работает в тестовом режиме.
Постановлением урегулирован вопрос для тех плательщиков, по которым до 01.12.2017 года было остановлено НН / РК и не представлено объяснений и документов. Такие плательщики смогут в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в остановленных НН / РК, представить объяснения и копии документов на рассмотрение комиссий.
Теперь рассмотрим подробнее, что предусмотрено новыми порядками.
ПН / РК, не подлежат блокированию
Все налоговые накладные и расчеты корректировки автоматически проверяются на соответствие следующим признакам:
1) налоговая накладная, не подлежит предоставлению получателю (покупателю) и / или составлена по операции, которая является освобожденной от налогообложения;
2) объем поставки, указанный плательщиком налога в НН / РК, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию в Реестре НН / РК, составляет менее 500 тыс. Гривен и руководитель — должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем в трех (включительно) налогоплательщиков;
3) одновременно значения показателей D и P, имеют следующие размеры: D> 0,03, P
D — расчетная величина, равная S / T (значение показателя D за последние 12 календарных месяцев рассчитывается ДФС по состоянию на первое число календарного месяца и каждого 10 числа становится доступным налогоплательщику в электронном кабинете);
S — общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлен НН / РК, сумм ЕСВ и налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями;
T — общая сумма поставки товаров / услуг на таможенной территории Украины, облагаемых по ставкам 0, 20 и 7 процентов, указанными плательщиком налога в НН / РК, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлен НН / РК;
P — сумма НДС, указанная плательщиком налога в НН / РК, зарегистрированных в Реестре в отчетном (налоговом) периоде, с учетом представленной на регистрацию в Реестре НН / РК;
P м — самая большая месячная сумма НДС, указанная в НН / РК, зарегистрированных плательщиком налога в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлен НН / РК.
В случае если по результатам проверки установлено, что НН / РК соответствуют одному из признаков, определенных выше, такие НН / РК не подлежат мониторингу и должны быть зарегистрированы в Реестре.
Критерии риска
Другие НН / РК, которые не соответствуют вышеприведенным признакам подлежат мониторингу и проверяются на соответствие критериям риска налогоплательщика, критериям риска осуществления операций и показателям положительной налоговой истории плательщика налога. В случае соответствия критериям риска, регистрация таких НН / РК останавливается.
Все эти критерии риска по новому порядку определяет ДФС и направляет на согласование Минфина в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти.
Минфин, в свою очередь, в двухдневный срок согласовывает или направляет ДФС на доработку эти критерии и перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.
ДФС публикует на своем официальном сайте согласованные критерии риска налогоплательщика, критерии риска осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.
Внимание! В случае обнародования этих критериев, об этом будет сообщено дополнительно на нашем сайте.
Квитанция о блокировании НН / РК
В случае остановки регистрации НН / РК в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет (в электронной форме в текстовом формате) в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации НН / РК. Такая квитанция является подтверждением остановки такой регистрации.
В квитанции об остановке регистрации НН / РК указываются:
1) номер и дата составления НН / РК;
2) порядковый номер, номенклатура товаров / услуг продавца, код товара согласно УКТВЭД / услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг, указанные в НН / РК, регистрация которых приостановлена;
3) критерий (и) риска налогоплательщика и / или критерий (и) риска осуществления операций, на основании которого (ых) остановлено регистрацию НН / РК в Реестре, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому соответствует налогоплательщика;
4) предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений и копий документов, необходимых для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН / РК в Реестре.
Перечень документов, необходимых для разблокирования НН / РК
Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации НН / РК в Реестре, включает в себя:
договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
расчетные документы и / или банковские выписки из лицевых счетов;
документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.
Письменные объяснения и копии документов, налогоплательщик имеет право подать в орган к ДФС в электронной форме в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в НН / РК.
Таблица данных плательщика НДС
Налогоплательщик имеет право подать в ДФС таблицу данных налогоплательщика по установленной форме согласно приложению 3 к Порядку остановки НН / РК.
В таблице данных налогоплательщика указываются:
виды экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД ДК 009: 2010);
коды товаров согласно УКТВЭД, которые поставляются (изготавливаются) и / или приобретаются налогоплательщиком;
коды услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг (ДК 016-2010), поставляются (изготавливаются) и / или приобретаются налогоплательщиком.
Таблица данных налогоплательщика подается с объяснением, в котором отмечается деятельность, с возможной ссылкой на налоговую и иную отчетность налогоплательщика.
Таблица данных налогоплательщика с пояснениями рассматривается комиссиями регионального уровня в течение пяти рабочих дней после дня получения.
Комиссии регионального уровня принимают решение об учете или неучет таблицы данных налогоплательщика, которая в течение операционного дня становится доступным налогоплательщику в электронном кабинете.
Обратите внимание! В решении о неучете таблицы данных налогоплательщика в обязательном порядке указывается причина такого неучета.
Для отдельных налогоплательщиков, в частности, агропредприятий, таблица данных налогоплательщика учитывается ДФС в автоматическом режиме (подробно об этом см. В п. 35 Порядка остановлена ПР / РК).
Рассмотрение объяснений и документов комиссией ДФС
Письменные объяснения и копии документов, представленные налогоплательщиком в контролирующий орган рассматриваются комиссиями контролирующих органов.
Для оперативности рассмотрения объяснений и документов предусмотрено создание комиссий на региональном и центральном уровне.
Комиссией регионального уровня в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и копий документов:
по налогоплательщикам, у которых объем поставки, указанный в НН / РК, зарегистрированных в текущем месяце, меньше 30 млн. гривен, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации НН / РК, которое регистрируется в отдельном реестре, и направляется налогоплательщику;
по налогоплательщикам, у которых объем поставки, указанный в НН / РК, зарегистрированных в текущем месяце, больше 30 млн. гривен включительно, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации НН / РК, которое предварительно регистрируется в отдельном реестре, и направляется в комиссию центрального уровня.
Комиссия центрального уровня в течение семи рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и копий документов, но не ранее полученного решения о регистрации или отказе в регистрации НН / РК в Реестре комиссии регионального уровня, может принять иное решение. Принятое комиссией центрального уровня решения регистрируется в отдельном реестре и направляется налогоплательщику, а решение Комиссии регионального уровня отменяется.
Принятые решения комиссий регионального и центрального уровней вступают в силу после регистрации их в электронном Реестре остановленных налоговых накладных.
Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
Обратите внимание! НН / РК должны быть зарегистрированы (то есть разблокированы), если не принято и / или не зарегистрированы в отдельном реестре решение о регистрации или отказе в регистрации НН / РК в Реестре комиссией регионального уровня в течение 5 рабочих дней (в отношении плательщиков, объем поставок в которых меньше 30 млн. грн.) или в течении 7 рабочих дней (относительно плательщиков, объем поставок в которых более 30 млн. грн. включительно).
Рассмотрения жалоб на решения комиссий
Рассмотрение жалоб на решения комиссий об отказе в регистрации НН / РК в Едином реестре налоговых накладных осуществляется комиссией ДФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ДФС, с участием уполномоченного лица Минфина.
Жалобы подаются плательщиком НДС в ДФС в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации НН / РК в Едином реестре.
Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным, нерабочим или праздничным днем.
Не подлежат административному обжалованию решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации НН / РК в Едином реестре, которые обжалованы плательщиком налога в судебном порядке.
Жалоба подается плательщиком налога в электронной форме средствами электронной связи.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия ДФС по вопросам рассмотрения жалоб принимает решение по жалобе, и направляет его налогоплательщику в срок, определенный п. 56.23 НКУ (в течение 10 календарных дней со дня получения жалобы), в электронной форме.
Важно! Если решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 10 календарных дней со дня получения жалобы, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.
Решение комиссии ДФС по вопросам рассмотрения жалоб не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке.