Шпаргалка бухгалтера

Ликвидация юридического лица

01 февраля 2023

Обновление мобильного приложения Cashӓlot до версии 19.288
Как выбрать систему налогообложения для ФЛП в 2023 году

Ликвидация юридического лица (предприятия) — это процесс полного прекращения деятельности предприятия. Другие варианты прекращения деятельности, как то передача прав или реорганизация также могут условно «уничтожить» юрлицо, но документально одна структура превращается в другую. В случае с ликвидацией же мы имеем полное закрытие счетов, увольнение сотрудников, снятие с баланса всей собственности. В этой статье рассмотрим каким образом правильно ликвидировать компанию. 

При каких обстоятельствах происходит ликвидация предприятий в 2023 году

Ликвидация касается как ООО (обществ с ограниченной возможностью) и АО (акционерных обществ), так и частных предприятий (ФЛП). Причин ликвидации может быть множество, но условно их делят на следующие категории:

  1. Ликвидация юридического лица по самостоятельному решению руководства. Такая ликвидация может случиться как по желанию руководства, так и придерживаясь условий устава (процесс самоликвидации). В последнем случае в Уставе компании записано, что юридическое лицо должно применить процесс самоликвидации в случае достижения лимита по активам, прибыли и т.п.
  2. Ликвидация по решению суда может произойти по причинам, когда было наложено судебное решение, после проведения ликвидационной комиссии.
  3. Ликвидация при банкротстве применяется в случаях, когда предприятие не может обслуживать собственные долги. Такая ликвидация может произойти по инициативе суда либо же по решению владельца предприятия.
  4. Ликвидация предприятия по условиям военного положения. Актуальная с 2014 года в Украине процедура для предприятий, чья деятельность не может быть перенесена из окупированных регионов или же регионов где происходят боевые действия. 

Процесс ликвидации юридического лица в 2023 году

Ликвидация предприятия это непростой и небыстрый процесс, в котором задействованы как руководящие сотрудники предприятия, так и ряд контролирующих органов. Для того, чтобы ликвидация прошла корректно и не имела неожиданных последствий в будушем — необходимо внимательно и последовательно выполнить ряд шагов.

Проведение общего собрания

Первый этап ликвидации — проведение общего собрания, механика которого прописана в Уставе компании. В случае с акционерным обществом участие принимают все владельцы акций общества, у ООО — люди, прописанные в документах как владельцы ООО. При этом минимальное количество голосов собственников составляет 75%. 

Если мы говорим о ФЛП — то решения о ликвидации предприятия будет более чем достаточно. 

Создание комисси по ликвидации

На общем собрании, где было принято решение о ликвидации, необходимо создать специальную комиссию по ликвидации. Ее состав фиксируется в протоколе собрания. При этом в составе комиссии может быть как один человек, так и несколько. В основном это руководители, бухгалтера и юристы, но каждая компания принимает решение о составе комиссии самостоятельно. Главное — зафиксировать в протоколе собрания следующие пункты:

  1. Срок ликвидации (от 2 до 6 месяцев)
  2. Состав комиссии 
  3. Права и обязанности комиссии
  4. Режим работы предприятия во время процедуры ликвидации (работает или не работает, в каком формате)
  5. Список ответственных за ликвидационный баланс. 

Также важно иметь в виду, что председатель комиссии по ликвидации автоматически становится руководителем предприятия не период ликвидации. Его можно заменить на общем собрании, но назначать третьих лиц на эту должность точно не стоит. 

После создания комиссии и фиксации факта процесса ликвидации в протоколе — необходимо получить квалифицированную электронную подпись (в случае, если предприятие работало до этого момента без нее), потому что львиную долю документов необходимо будет вести в электронном виде. 

Регистрация решения о ликвидации в государственных контролирующих органах

В течение 3-х дней с момента принятия решения о ликвидации — необходимо зарегистрировать заявление. Сделать это можно в ЦПАУ, у нотариусов либо же у других аккредитованных лиц. Для подачи заявления вам необходимы:

  1. Оригинал и нотариально заверенная копия вашего протокола решения собрания, где было принято решение по ликвидации
  2. Регистрационные данные участников ликвидационной комиссии
  3. Квитанция об уплате административного сбора

С момента подачи заявления и до момента внесения (получения официальной бумаги) в ЕГР сведений о ликвидации — предприятие становится ограниченным в своей деятельности. Так, оно не может:

  • регистрировать новую компанию, участником которой является юридическое лицо в состоянии ликвидации;
  • вносить другие изменения в единый государственный реестр о самой компании или ее подразделениях;
  • вносить изменения в статутные документы юридического лица.

Официальные сообщения о ликвидации

В первую очередь о ликвидации юридического лица стоит уведомить Налоговую. Сделать это можно в свободной форме — в электронном или письменном виде. Налоговая при этом имеет право на проведение налоговой проверки, но сообщить о такой проверке она должна в течение 10 рабочих дней с момента получения сообщения. В случае отсутствия налогового долга таки проверки, в большинстве случаев, не проводятся. 

Пенсионный Фонд также необходимо уведомить и получить от них справку об отсутствии долга. 

Если предприятие ликвидируется не по процедуре банкротства, то оно имеет право не уведомлять своих кредиторов о таких изменениях. Но с точки зрения этики ведения бизнеса — это все же стоит сделать. 

Процесс инвентаризации, оценки и создания ликвидационного баланса

После того, как все органы подтвердили получение информации о вашей ликвидации и после 10-дневного срока, в течение которого могут быть назначены дополнительные проверки, вы можете начинать составлять ликвидационный баланс.

Создание ликвидационного баланса, либо же проведение инвентаризации является обязательным с точки зрения Законодательства шагом. Инвентаризации подлежат абсолютно все активы, фирмы, имущество компании. На основании ее составляется начальный ликвидационный баланс. 

Начальный ликвидационный баланс должен быть равен или выше долгов, имеющихся у предприятия, ведь в противном случае — необходимо будет заменить процедуру ликвидации по собственному желанию на ликвидацию по причине банкротства. 

Трудовые отношения с работниками

КЗоТ регулирует все моменты, связанные с увольнением сотрудников. Работодатель должен придерживаться следующих сроков при увольнениях:

  1. Не позже чем за 3 месяца до даты увольнения уведомить трудовой коллектив и профсоюз, если таковой имеется на предприятии.
  2. Не позднее чес за 2 месяца уведомить каждого сотрудника отдельно с указанием причины. Работник должен поставить подпись в документе с приказом — что он точно был ознакомлен. 
  3. По форме 4-ПН необходимо подать информацию в местный центр занятости со списком сотрудников и их специальностями. 
  4. В день увольнения должен быть издан Приказ об увольнении, который работник должен подписать. После этого он получает на руки свою трудовую книжку. Тут важно, чтобы работодатель указал причину увольнения — “Увольнение в связи с ликвидацией предприятия”. 

При условии ликвидации юридического лица, работодатель имеет право увольнять сотрудников, которые находятся в отпуске или же на больничном. А вот беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет (в декрете или без) и женщин с детьми до 14 лет (при наличии инвалидности) необходимо увольнять по согласованию сторон, так как ликвидация предприятия не является достоточной причиной. 

Дебиторка и продажа имущества

При условии наличия дебиторской задолженности, предприятие должно сообщить своим контрагентам, что оно находится в состоянии ликвидации. Долг должен быть возвращен в рамках срока ликвидации или может быть перепродан третьим лицам. 

Причем стоит учесть, что законодательно компания не может заставить кредитора оплатить долг из-за ликвидации — такого механизма законодательством не предусмотрено. 

Кредиторы и долги

Существует определенная последовательность погашения долгов перед кредиторами, которой стоит придерживаться:

  1. Погашение финансовым требований, который возникли по причине увечий, утраты здоровья либо смерти на предприятии
  2. Закрытие требований, обеспеченых залогом (через продажу залогового объекта или передачу его в собственность кредитора)
  3. Выплата заработной платы, премий, авторских вознаграждений
  4. Выплата налогов и сборов, которые не были уплачены до того.
  5. Закрытие всех других требований, которые имеются на предприятии.

Промежуточный баланс

После закрытия всех требований перед кредиторами и продажей имущества, стоит провести собрание учредителей и составить промежуточный ликвидационный баланс. В нем указывается все имущество и активы, который остались на балансе предприятия и принимается решение по его распределению между учредителями. 

Отзыв разрешительных документов

В этом пункте в каждой компании будет свой список того, что необходимо отозвать или возвратить. Вот лишь несколько примеров:

  • возврат лицензий и разрешений, который получались от контролирующих органов
  • аннулирование лицензий — на таможне или в других организациях
  • аннулирование регистрации в качестве плательщика НДС
  • аннулирование лицензий на интеллектуальную собственность, которая использовалась в процессе работы.

Для плательщиков единого налога на ФЛП аннулирование регистрации производится автоматически и не требует дополнительных запросов.

Финальная отчетность и баланс

После закрытия вопросов с кредиторами и разделом имущества, которое осталось на балансе — компания должна подать отчет в контролирующие органы. Отчет называется конечным ликвидационным балансом. Его должны подписать все участники ликвидационной комиссии. После составления документа необходимо:

  1. Подать последние отчеты в Налоговую, ПФУ, Госстат. 
  2. Ожидаем справки от Пенсионного фонда и Налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом. 
  3. Подаем последнюю форму 20-ОПП с обновлением информации по объектам на балансе. Это необходимо сделать в течение 10 рабочих дней после официального закрытия предприятия. 
  4. Закрываем все банковские счета, которые были оформлены на предприятие.
  5. Проводим процедуру списания штампов, печатей.
  6. Документы, который были определены как важные — отправляем в Государственный Архив и получаем справку о передаче.
  7. Блокируем все ЭЦП, КЭП. 

Завершение процедуры ликвидации юридического лица

Полученные документы — справка из архива (если таковая имеется) и  заполненное заявление о «Государственной регистрации прекращения детяельности юридического лица» подаем государственному регистратору. В течение 24 часов должен придти ответ со справкой, подтверждающей ликвидацию юридического лица. 

 

Обновление мобильного приложения Cashӓlot до версии 19.288
Как выбрать систему налогообложения для ФЛП в 2023 году