Отчетность ОСМД в Украине
Что такое ОСМД — история явления
Идея реформы, которая была проведена в сфере коммунального хозяйства в 2016 году — полный отказ в течении 10 лет от ЖЭКов.
То есть, государство перекладывает ответственность за состояние домов, операторов коммунальных услуг и все мелочи на плечи жильцов многоквартирного дома.
Для того, чтобы это была не анархическая структура — придумана схема с ОСМД — Объединением совладельцев многоквартирного дома.
ОСМД задумана как неприбыльная организация, создаваемая для управления, содержания домовой и придомовой территории.
А для того, чтобы все расчеты и отчеты внутри организации проходили через официальные каналы — каждое ОСМД официально оформляется как юридическое лицо — ОСМД (Объединение совладельцев многоквартирного дома).
Это юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет, иметь голову правления и членов совета управления.

Также важно заметить, что если дом не хочет создавать ОСМД — то по истечению граничного срока — его управление переходит к частным компаниям.
И эти частные компании смогут устанавливать тарифы на коммунальные услуги, на услуги по уходу за территорией и прочее. Потому смысл в создании ОСМД есть большой.
Какие документы нужны для создания ОСМД
ОСМД — важнейшее юрлицо, ведением которого нужно озаботится в первую очередь.
Кто-то должен отвечать за подачу отчетности и учет всех сборов и финансовых потоков.
Для того, чтобы зарегистрировать ОСББ вам нужно пройти несколько шагов:
1. Создать группу жильцов — не менее 3. Это называется инициативная группа. Они составляют протокол, в котором фиксируют формат по которому планируют создавать ОСМД. Этот протокол должны подписать все жильцы дома. Если подписи не собраны, то создание невозможно.
2. Далее после сбора подписей — формируется реестр квартир, в котором фиксируются данные о жильцах, добавляются планы квартир и техпаспорт на дом. Сюда же вносится информация о придомовой территории.
3. На третьем этапе составляется Устав ОСМД. Существует типовый Устав, но никто не мешает вносить в него корректировки — для этого понадобятся подписи жильцов дома.
4. Создается учредительное собрание. За 14 дней до проведения первого собрания — необходимо уведомить всех жильцов дома. Причем просто написать об этом в группе дома в вайбере — недостаточно. Нужно получить расписку от всех жильцов (не менее 50 процентов), что они согласны присутствовать на собрании и должным образом уведомлены.
5. На самом собрании поднимается ряд важных вопросов — выбор председателя, утверждение устава, составление списка правления. Очень важно, чтобы все решения были занесены в протокол и подписаны не менее чем половиной жильцов.
6. Когда все члены правления выбраны, устав утвержден — документы, вместе с Заявлением о государственной регистрации ОСМД подаются регистраторы. В течении 30 дней заявление рассматривается и происходит решение. На основании него ОСМД уже создает ОСМД — юридическое лицо объединения.

Какую отчетность необходимо подавать ОСМД по результатам своей деятельности
ОСМД — это юридическое лицо, потому оно обязано подавать в госорганы отчетность о движении средств и своей деятельности. Есть несколько обязательных отчетов, которые нужно подавать ежемесячно:
1. Отчет об использовании средств по формату отчетности всех неприбыльных организаций и фондов.
2. Если были налоговые льготы — то подавать отчет по налогам и сборам, которые не были уплачены в связи со льготами.
3. Отчет по доходу и отчет по налогу.
4. Декларацию по доходу для физических лиц.
Существует также формат, когда ОСМД создается как прибыльная организация или просто не получает статус Неприбыльной. В таком случае, список документов несколько расширяется:
— Отчет по налоговому расчету суммы доходов;
— Отчет по сумме налога, удержанного с юрлица по форме 4ДФ;
— Налоговую декларацию по НДС;
— Декларацию по налогу на прибыль предприятия или организации;
— Декларацию по доходу для физических лиц.

Крайне важно, чтобы бухгалтер, который занимался ведением ОСМД понимал что он делает и имел опыт в работе с неприбыльными организациями — зачастую именно в таком формате регистрируют ОСМД.
Ведение отчетности ОСМД в Медок
Для упрощения подачи отчетности и ведения учета — в Медок существует отдельный модуль — Отчетность.
Он ускоряет и упрощает работу бухгалтера и позволяет не допустить ошибок, благодаря своей автоматизации отчетности.
Достаточно внести данные и актуальные формы заполняться самостоятельно. Вам нужно будет лишь проверить отчет и отправить его в контролирующие органы.
Для того, чтобы зарегистрировать Медок ОСМД или подключить программу с нуля — вы можете обратится к специалистам компании Укрзвит, которые помогут с настройкой и подскажут особенности ведения.
Должностная инструкция председателя правления ОСМД
Основная задача правления ОСМД — это обеспечение интересов совладельцев недвижимого имущества и контроль за надлежащим состоянием имущества, которое принадлежит ОСМД.
Так как идею с самоорганизацией продвигает в том числе и государство — все права и обязанности правления регламентируются специальным Законом — №2866-14.
Рассмотрим основные права, которые есть у правления, согласно Закону:
1. Отслеживать и уведомлять совладельцев о том, что их действия нарушают уставные нормы и выдвигать требования по их соблюдению.
2. Председатель имеет право требовать, в том числе и в судебном порядке, возмещения ущерба, если имуществу ОСМД был нанесен урон.
3. Контролировать своевременную оплату взносов и платежей, которые закреплены в ОСМД. Список таких платежей согласовывается на общем собрании и после принятия они становятся обязательными к исполнению.
4. Имеет право на создание юридического лица, которое будет представлять ОСМД в том или ином вопросе.
Если несколько упростить и обобщить, то председатель имеет в основном контролирующие и регулирующие функции, но не законодательные.

То есть, менять правила или вводить новые по личному желанию он права не имеет — такие вопросы решаются на общем собрании акционеров.
Кроме возможностей, соответственно, есть и обязанности главы правления и их список несколько больше:
— контролировать и обеспечивать, чтобы санитарное, противопожарное и техническое состояние всего имущества, которое принадлежит ОСМД было на надлежащем уровне;
— Следить, чтобы третьи лица не мешали жильцам использовать свое имущество;
— Контролировать исполнение пунктов устава ОСМД;
— Контролировать выполнение всех договорных обязательств, в которых принимает участие ОСМД;
— Подготавливать и проводить отчетность по годовой смете перед общим собранием;
— В рамках договоров с третьими лицами или компаниями, председатель выступает как представитель всех инвесторов ОСМД и действует только в их интересах.
Финансовая отчетность ОСМД
Нужно понимать главное — ОСМД это в первую очередь — юридическое лицо.
Соответственно, на него распространяются все правила, которые действуют для юридических лиц — ежемесячные отчеты и взносы, ежеквартальная и годовая отчетность, книга учета и прочее.
Согласно Закона, регулирующего деятельность ОСМД — их финансовая отчетность не является закрытой информацией.
То есть, вы можете предоставлять отчетность кому угодно, на любых основаниях. Но есть ряд лиц, кому отчет подавать необходимо обязательно:
— Коллектив, по требованию или на ежеквартальной основе;
— Собственники и соучредители;
— Органы государственной власти, в чьей сфере ответственности находятся ОСМД.

Список документов в отчетности же не такой уж большой.
1. Упрощенный фин отчет субъекта малого предпринимательства (формы №1-мс, 2-мс) — именно по такой формулировке проходят ОСМД.
2. Отчет об использовании доходов для НО (неприбыльная организация).
3. Форму 4ДФ — налоговый расчет сумм дохода, уплаченного в пользу физических лиц.
4. Отчет о суммах, которые начислены в счет единого взноса на обязательное гос.страхование.